Писатель, литературный критик, стиховед, сценарист. Брат В.М. Топер.
Окончил юридический факультет Московского университета (1910). Начал печататься в 1915. Тогда же познакомился с В. Маяковским, выступил издателем его поэм «Облако в штанах» и «Флейта-позвоночник». Один из основателей Общества изучения поэтического языка (ОПОЯЗ) и издатель его «Сборников по теории поэтического языка» (1916–1917). В 1917 опубликовал новаторское исследование «Звуковые повторы», в котором проанализировал звуковую структуру поэтической речи А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова; второе из наиболее существенных исследований поэтической речи – «Ритм и синтаксис» (1927). Несмотря на небольшое число опубликованных работ, оказал существенное влияние на представителей формальной школы в русском литературоведении. В 1919–1920 активно участвовал в деятельности Московского лингвистического кружка. Вместе с В.В. Маяковским редактировал авангардистские издания «Искусство коммуны» (1918), «ЛЕФ» (1923–1925) и «Новый ЛЕФ» (1927–1928).
В середине 1920-х развивал теории социального заказа, производственного искусства, литературы факта; написал несколько важных работ по социологии искусства, а также острые критические статьи, направленные против эпигонов толстовского реализма среди пролетарских писателей. В соавторстве с В. Маяковским написал пьесу «Радио-октябрь» (1926). Автор нескольких киносценариев, в т.ч. «Потомок Чингис-хана» (1928), оперных либретто.
Место захоронения: Новодевичье кладбище, колумбарий, секция 77, место 1–2.
Дата съемки: 22.07.2020.