Оператор игрового и документального кино, фронтовой кинооператор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965).
Окончил 61-ю Советскую трудовую школу 2-й ступени Городского района Москвы (1920) и геодезический факультет Московского межевого института (1925). В 1925–1926 лаборант на кинофабрике «Культкино», затем ассистент оператора и оператор на кинофабрике «Чувашкино». В 1928 на кинофабрике «Госвоенкино». В 1929 на Одесской кинофабрике ВУФКУ. С 1930 года на кинофабрике «Союзкино». В 1934–1935 на кинопоезде «Союзкинохроники». С 1935 на Московской кинофабрике.
В годы Великой Отечественной войны записался в ополчение, год воевал во фронтовых частях. С 1942 фронтовой кинооператор на Юго-Западном, Калининском, 1-м Прибалтийском и 2-м Белорусском фронтах. В середине 1942 снимал бои за Витебск (единственные цветные кадры войны, снятые советскими кинооператорами; не сохранились). Участвовал в штурме Кёнигсберга, весь отснятый материал вошел в одноименный хроникальный фильм (1945).
С 1945 на киностудии «Мосфильм». Впервые осуществил съемку двухцветным методом и применил сверхчувствительную пленку, пользуясь т.н. методом гиперсенсибилизации.
Среди работ: «Ошибка инженера Кочина» (1939), «Поезд идет на восток» (1947, совм. с А.Н. Кольцатым), «Смелые люди» (1950; Сталинская премия 2-й степени, 1951), «Вальс» (1969). Фильмы, снятые совместно с В.А. Захаровым: «Шведская спичка» (1954), «На подмостках сцены» (1956), «На дорогах войны» (1958), «Казаки» (1961), «Русский лес» (1963), «Сказка о царе Салтане» (1966, также автор сценария совм. с А.Л. Птушко), «Руслан и Людмила» (1972). Фильмы, снятые совместно с В.А. Степановым: «Женщина, которая поет» (1978), «Ларец Марии Медичи» (1980, также совм. с В.З. Кромасом), «Любовью за любовь» (1983).
Сын – И.И. Гелейн.
См. также.
Место захоронения: Преображенское кладбище, уч. 5.
Дата съемки: 07.04.2024.